- Просмотров: 4172
Службы городской экстренной помощи (вызов с мобильного и городского телефона):
101 (01) Пожарная охрана и спасатели
102 (02) Милиция
103 (03) Скорая помощь
104 (04) Аварийная служба газовой сети
Службы экстренной помощи (вызов с мобильного (сотового) телефона):
112 – единый номер вызова всех экстренных служб
Недопустимо использовать единый номер «112» для ложных вызовов. Поступающие ложные вызовы занимают линию вызова экстренных оперативных служб и граждане, действительно нуждающиеся в помощи, своевременно получить её не смогут.
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.
Комплексная безопасность образовательного учреждения достигается путем реализации специальной системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, психолого-педагогического, кадрового, финансового характера. Система мер обеспечения комплексной безопасности школы - это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством директора школы, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения безопасного функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формируется и достигается комплексная безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих направлений:
Антитеррористическая защищенность и противодействие терроризму и экстремизму
Информационная безопасность
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Пожарная безопасность
Охрана труда и техника безопасности
Санитарно – эпидемиологическое благополучие
Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
Электробезопасность
Отчеты о реализации мероприятий по обеспечению комплексной безопасности и охраны труда в организации:
Курсы повышения квалификации по комплексной безопасности:
Список сотрудников школы № 40, прошедших курсовую подготовку 2019 – 2020 гг.
- Просмотров: 6087
В каникулы, с 22 по 31 марта в нашей школе проходили курсы «Содержание и технологии реализации ФГОС НОО». На курсах прошли обучение учителя начальных классов общеобразовательных школ города Каменска – Уральского и Каменского района. Основной целью данных курсов являлось знакомство педагогов с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения, как с совокупностью требований, обязательных при реализации Основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Тьюторы построили работу так, что учителя ежедневно изучали документы и выполняли практические работы. Педагогам было предложено ежедневно вести «Дневник слушателя курсов», в котором фиксировались все полученные за день знания, проведенные практические работы, рефлексии и ежедневный итог.
По отзывам слушателей курсов результаты обучения таковы:
- · свободная ориентировка в тексте стандарта;
- · способность себе, коллегам, родителям объяснить особенности нового Стандарта, его содержательные и организационные аспекты;
- · готовность и способность анализировать требования к результатам освоения основной образовательной программы ОУ, как основному проекту по достижению требований ФГОС;
- · умение составлять конструкт урока и внеурочного занятия в системно – деятельностном подходе;
- · моделирование системы внеурочной деятельности школы;
- · владение технологиями деятельностного метода;
- · готовность выбора педагогами формы фиксации комплексного результата, а так же умение определять сущность и назначение портфолио в начальной школе и умение проектировать различные варианты портфолио.
Итоговая аттестация проходила в форме деловой игры«Содержание и технологии введения ФГОС начального общего образования».
Цель ролевой игры: обмен профессионально-ролевыми позициями по вопросам введения ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях. Для проявления профессиональных педагогических позиций была использована технология «позиционного взаимодействия – обучения Н. Е. Веракса»
- Просмотров: 2446
Люди делятся на осуждающих и на творящих,
На смрадно дышащих и творчески горящих.
Одни придумывают что-то и внедряют,
Другие фыркают и осуждают.
Инициатива всегда наказуема,
Истина эта проста, предсказуема,
Рожденный ползать, не может летать.
Того, кто творит, ему не понять,
А тот, кто в работе горит,
Тот птицей свободною в небе парит!
02.03.2012
Слушатель курсов учитель географии МОУ СОШ № 4 г.В.Пышма Романова Наталья Алексеевна
Такой отзыв получили мы от участников стажерской площадки ИРО для педагогов естественнонаучного цикла, которая состоялась 02 мата 2012 года.
Тема стажерской площадки: «Технология междисциплинарного обучения как средство реализации ФГОС ООО».
Целью стажировки было следующее: познакомить слушателей с особенностями технологии междисциплинарного обучения, показать возможности использования технологии МДО на уроках естественнонаучного цикла.
Опираясь на текст ФГОС ООО, используя активные формы получения новых знаний, Постникова Лариса Викторовна показала особенности технологии МДО, структуру занятия.
Слушатели самостоятельно определили отличия традиционного урока и урока в технологии МДО.
Работа с теоретическим материалом проводилась в группах, что и предполагает технология МДО.
Слушатели в соответствии с рабочими листами составили схемы-конспекты предложенных текстов.
Каждая группа публично представила результаты своей работы.
Участникам стажировки было предложено посетить три урока на выбор: природоведение -5б класс, география – 7в класс, информатика – 6а класс.
Все уроки были спланированы в технологии МДО и получили высокую оценку слушателей.
Стажировка закончилась аналитической беседой участников стажировки и администрации школы.
- Просмотров: 2544
Средняя школа № 40 г. Каменска-Уральского начала работать с 01.09.2002 года. За десятилетие существования мы получили хорошие результаты: высокое качество обучения, высокие результаты ЕГЭ, сложившаяся система работы с одаренными детьми, продуктивное использование информационных технологий, система условий для развития социальной активности учащихся.
В 2010 -2011 учебном году педагогический коллектив приступил к внедрению ФГОС в 1 классах. Были разработаны нормативные документы, обучены тьюторы для проведения курсов повышения квалификации педагогами школы и города.
В 2011 году разработана программа развития школы «Средовый подход как средство формирования условий для введения ФГОС», проведены педагогический совет по данной теме, семинар «Технологическая карта урока», групповые и индивидуальные консультации по различным направлениям деятельности базовой площадки, создана карта наблюдения на уроках «Зона ближайшего развития учителя» (технологическая готовность к введению ФГОС)
Проведены семинары для педагогов школы и города: «Технологическая карта урока», «Создание конструкта урока в системно – деятельностном подходе», «Работа в программе e-learning class», «Создание конструкта занятия внеурочной деятельности»
Проведены стажировки по повышению квалификации педагогов школы и города по программам: «Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» (72 часа), «Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» (80 часов)
Для педагогов школы проведен семинар «Особенности ФГОС ООО»
Как базовая площадка ИРО провели стажерские площадки для слушателей курсов по темам: «Работа в программе e-learning class», «МДО как средство обеспечения внедрения ФГОС»
Педагоги школы приняли участие в работе стажерских площадок для слушателей курсов – учителей русского языка и литературы.
Сайт школы 40shkola.ru
01.02.2013 г. проводился День открытых дверей. Были приглашены сотрудники ИРО, коллективы базовых площадок ИРО, коллективы школ города. Особенности работы нашей школы представлены в фильме.
- Просмотров: 3522
-
УТВЕРЖДЕНО
-
Ректор ГБОУ ДПО СО «ИРО»
-
______________
-
О.В. Гредина «___»___________2011 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о базовом образовательном учреждении ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования», стажировочной площадки по введению ФГОС
1. Общие положения.
1.1.Настоящее Положение определяет порядок присвоения образовательному учреждению статуса базовой площадки ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования Свердловской области» (далее ИРО), стажировочной площадки по введению ФГОС.
1.2.Базовая площадка - временная структура, организованная на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» (далее – Институт, ) стажировочной площадки по введению ФГОС.
1.3. Базовая площадка создается на основании приказа ректора ГБОУ ДПО СО ИРО.
1.4.В качестве базовых площадок выступают образовательные учреждения, участвующие в реализации ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года, обладающие инновационным потенциалом, полностью укомплектованные педагогическими кадрами
1.5.Базовой площадкой ИРО является образовательное учреждение на базе которого в тесном взаимодействии с куратором проекта осуществляется разработка и апробация научно-образовательных проекта;
1.6. Создание и ликвидация базовой площадки ИРО относится к компетенции ректора ИРО.
1.7. Взаимодействие между ОУ-БП и Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» в рамках деятельности стажировочной площадки осуществляется на основании договора (Соглашения).
1.8. Признание образовательного учреждения базовой площадкой не влечет за собой изменения его организационно-правовой формы и подчиненности, определяемой Уставом учреждения.
-
2. Создание базовой площадки
2.1.Базовые площадки, являются сетевым объединением образовательных учреждений, имеющих материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок педагогических и управленческих кадров по реализации ФГОС общего образования.
2.2.Образовательные учреждения - базовые площадки выполняют определенные функции по организации работы стажировочной площадки в соответствии с темами научно-образовательных проектов.
2.3. Базовые площадки – это своего рода ресурсные центры по тем или иным направлениям введения ФГОС, что делает возможным использовать их инновационный опыт не только на муниципальном и региональном уровне, но и предложить его к распространению на федеральном уровне:
2.4.Базовой площадке выдается свидетельство о статусе базовой площадки ИРО по реализации конкретного научно-образовательного проекта на определенный срок (не более пяти лет).
2.5.Присвоение статуса является фактом официального оформления научно-педагогического взаимодействия между ИРО и образовательным учреждением (образовательным комплексом).
2.6.Деятельность базовой площадки может быть прекращена в случае ненадлежащего исполнения задач, определенных настоящим Положением
3. Цели и направления деятельности базовой площадки
3.1. Целью деятельности базовой площадки является организация и сопровождение стажировки руководящих и педагогических работников в соответствии с реализуемой темой проекта «Введение ФГОС общего образования как фактор модернизации системы образования Свердловской области».
3.2. Основными направлениями деятельности базовой площадки являются:
3.2.1. Участие в подготовке и повышении квалификации педагогических, управленческих кадров и тьюторов, способных обеспечить развитие и распространение современных моделей доступного качественного общего образования на всей территории Российской Федерации, посредством реализации практической части дополнительных профессиональных образовательных программ, разработанных ИРО.
3.2.2..Участие в создании системы консультационного, методического и информационного сопровождения деятельности педагогических и управленческих кадров, тьюторов по реализации ФГОС общего образования в пределах своего направления (ий);
3.2.3.Развитие единого открытого информационного пространства в системе образования Свердловской области.
3.2.4.Разработка, экспертиза и апробация нормативно- правовой документации, учебно- методической продукции, новых экономических механизмов.
3.2.5. Участие в проведении мониторинга эффективности практического обучения в пределах своего направления (ий).
3.3. Результатом деятельности базовой площадки является понимание всеми субъектами значимости реализации требований ФГОС, готовность педагогов и руководителей всех уровней работать в новых нормативно - правовых, финансово-экономических условиях, что в свою очередь обеспечит модернизацию системы образования Свердловской области.
4. Полномочия (функции) базовой площадки
4.1. Содержание программ переподготовки и повышения квалификации (стажировка) основано на модульно-накопительном принципе и осуществляется посредством модульных образовательных программ, разработанных работниками стажировочной площадки при участии базовых учреждений, утвержденных ученым советом Института по указанным выше направлениям.
4.2. Представление слушателям актуального инновационного опыта по своему направлению (ям), его обобщение и тиражирование;
4.3. Деятельность базовой площадки осуществляется в виде очных или дистанционных мероприятий, направленных на повышение квалификации (профессиональное развитие), к которым относятся: научно-методические семинары, научно-практические конференции, видеоконференции, методические консультации в соответствии с программой деятельности.
-
-
5. Организация взаимодействия ГБОУ ДПО СО «Института развития образования» и базовой площадки
-
5.1. Базовое образовательное учреждение и ИРО, стажировочная площадка осуществляют совместную деятельность на основе проекта, плана совместной деятельности и договора о совместной деятельности.
- 5.2.Научный руководитель
- Научное руководство деятельностью базовой площадки осуществляет, назначенный ректором государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», на базе которого создана базовая площадка.
- научный руководитель согласует порядок комплектования и состав рабочих групп для реализации целей и основных направлений деятельности базовой площадки.
- планирует деятельность по реализации проекта;
- обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по реализации научно-образовательного проекта;
- осуществляет наблюдение и анализирует процесс и результаты реализации научно-образовательного проекта;
- представляет отчеты о ходе реализации научно-образовательного проекта (2 раза в год);
-
вносит предложения о дальнейшем использовании результатов реализации научно-образовательных проектов.
- 5.3. Куратор базовой площадки:
- · планирует работу с Базовой площадкой совместно с руководителем ОУ (образовательного комплекса);
- · консультирует руководителей и педагогов базовой площадки по проблеме;
- · содействует созданию информационно-методических условий для решения проблем;
- · анализирует процесс и результаты деятельности базовой площадки;
-
· представляет отчет о результатах деятельности по сопровождению базовой площадки.
5.4. Оплата деятельности научного руководителя и куратора базовой площадки осуществляется в соответствии с принятыми нормами нагрузки по направлению «научно-исследовательская деятельность».
- 5.5. Базовое образовательное учреждение:
- принимает решение об участии в апробации научно-образовательного проекта ИРО;
- формирует совместно с научным руководителем и куратором план реализации проекта (план работы);
- создает необходимые материально-технические, организационные условия для инновационной деятельности;
- принимает участие во всех мероприятиях, предусмотренных планом совместной деятельности с ИРО, организует анализ эффективности реализации проекта (плана работы);
- организует распределение должностных обязанностей, связанных с участием в реализации проекта; определяет размеры надбавок и доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работников образовательного учреждения в пределах фонда оплаты труда, выделенного образовательному учреждению;
-
руководящие и педагогические работники образовательного учреждения - базовой площадки обладают правом приоритетного прохождения программ повышения квалификации по проблеме реализуемого проекта, а так же имеют право на публикацию в ИРО созданной ими научно-методической продукции и на участие в научной деятельности ИРО.
- 5.6.Руководитель образовательного учреждения - базовой площадки ИРО
- Непосредственное управление деятельностью базовой площадки осуществляет руководитель образовательного учреждения, на базе которого создана и функционирует базовая площадка.
- Руководитель базовой площадки в своей деятельности руководствуется настоящим Положением, перспективным и текущим планами работы базовой площадки и выполняет следующие функции:
-
определяет состав сотрудников площадки;
- обеспечивает качественную подготовку сотрудников площадки - специалистов по заявленному направлению(ям) деятельности;
- назначает тьюторов из числа наиболее опытных и компетентных специалистов по направлению(ям) практического обучения слушателей;
- обеспечивает эффективное использование информационных, методических, кадровых ресурсов базовой площадки в процессе практического обучения, повышения квалификации слушателей по заявленному направлению(ям);
- обеспечивает мониторинг деятельности базовой площадки;
-
организует и контролирует деятельность по эффективному использованию средств, направляемых на обеспечение практического обучения, повышения квалификации слушателей заявленному направлению(ям);
-
- o отчитывается перед куратором о ходе и результатах деятельности базовой площадки.
- 5.7. Работники учреждения образования – сотрудники базовой площадки:
- участвуют в формировании перечня и содержания мероприятий‚ осуществляемых в рамках реализуемой дополнительной профессиональной образовательной программы;
- организуют занятия по закрепленному модулю дополнительной профессиональной образовательной программы образовательной программы;
- участвуют в мониторинге результатов деятельности базовой площадки;
-
осуществляют тьюторское сопровождение слушателей.
-
6. Статус базовой площадки ИРО может быть снят с образовательного учреждения в случаях:
- завершения программы совместной со стажировочной площадкой ИРО деятельности;
- утрата актуальности направления деятельности площадки, его перспективности для развития образования области;
- нарушения образовательным учреждением сроков и порядка реализации;
-
невозможности выполнения образовательным учреждением обязательств, предусмотренных программой деятельности;
Решение о снятии с образовательного учреждения (образовательного комплекса территории) статуса базовой площадки принимается Ученым Советом ИРО на основании служебной записки научного руководителя (куратора) и утверждается приказом ректора ИРО.
Сведения о базовой площадке
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Каменска – Уральского
Руководитель Постникова Лариса Викторовна – директор школы
Тема проекта: Средовой подход как условие реализации требований ФГОС.
Категория стажирующихся: педагоги области, города
Кафедра ИРО, курирующая базовую площадку: Кафедра естественно-научного и математического образования
Научный руководитель: Осинцева Ирина Михайловна, зав. кафедрой естественно-научного и математического образования, кандидат педагогических наук
Сведения о тьюторах:
Вараксина Алла Анатольевна |
«Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» |
ИРО |
Январь 2011 |
72 часа |
Багина Жанна Юрьевна |
«Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» |
ИРО |
Январь 2011 |
72 часа |
Махрина Любовь Павловна |
«Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» |
ИРО |
Январь 2011 |
72 часа |
Сербина Людмила Валерьевна |
«Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» |
ИРО |
Январь 2011 |
72 часа |
Епимахова Юлия Ивановна |
«Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» |
ИРО |
Январь 2011 |
72 часа |
Жихарева Елена Анатольевна |
«Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» |
ИРО |
Февраль 2011 |
72 часа |
Потапова Наталья Ивановна |
«Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» |
ИРО |
Февраль 2011 |
72 часа |
Хужина Юлия Ильгизаровна |
«Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» |
ИРО |
Февраль 2011 |
72 часа |
Вараксина Алла Анатольевна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
ИРО |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Басимова Алла Михайловна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
ИРО |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Холкина Светлана Ивановна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
ИРО |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Махрина Любовь Павловна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Потапова Наталья Ивановна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Подкорытова Анна Николаевна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Невьянцева Анастасия Александровна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Сербина Людмила Валерьевна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Хужина Юлия Ильгизаровна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Епимахова Юлия Ивановна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Жихарева Елена Анатольевна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Галанова Светлана Владимировна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Багина Жанна Юрьевна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Калякина Татьяна Александровна |
«Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС» |
МБОУ «СОШ № 40» |
Декабрь 2011 |
80 часов |
Холкина Светлана Ивановна |
«ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии, введение» |
ИРО |
Январь 2012 |
80 часов |
Сапельцева Ольга Ильинична |
«ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии, введение» |
ИРО |
Январь 2012 |
80 часов |
Удачина Елена Викторовна |
«ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии, введение» |
ИРО |
Январь 2012 |
80 часов |
Потапова Надежда Николаевна |
«ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии, введение» |
ИРО |
Январь 2012 |
80 часов |
Алексеева Галина Федоровна |
«ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии, введение» |
ИРО |
Январь 2012 |
80 часов |
Галанова Светлана Владимировна |
«Сервисы Веб 2.0» |
ИРО |
Январь 2012 |
80 часов |
Алексеева Галина Федоровна |
«Сервисы Веб 2.0» |
ИРО |
Январь 2012 |
80 часов |
Галанова Светлана Владимировна |
«ИКТ. Новое оборудование» |
ИРО |
Январь 2012 |
|
Басимова Алла Михайловна |
«ИКТ. Новое оборудование» |
ИРО |
Январь 2012 |
|
Хужина Юлия Ильгизаровна |
Работа с одаренными детьми в условиях современного образования. |
ИРО |
Январь 2012 |
72 часа |
- Просмотров: 5266
Всю актуальную информацию об итоговой аттестации можно найти на официальных сайтах |
Важно!
Итоговое сочинение в рамках ГИА-2024 11-классники будут писать 6 декабря 2023 года.
Также календарь ГИА предполагает две резервные даты, в которые можно будет написать сочинение, если по уважительной причине не получится сделать это в декабре:
-
7 февраля 2024 года;
-
10 апреля 2024 года.
Декабрьское сочинение – обязательный этап, ведь экзамен выступает допуском к основной сессии ГИА. Если не получен «зачет» по сочинению (изложению), школьник не может быть допущен к сдаче остальных предметов....
Информация о сроках, местах и порядке подачи заявлений на ГИА, ЕГЭ
- Просмотров: 3713
Декларация
Генеральная Ассамблея ООН провозглашает настоящую Декларацию прав школьника в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы, а также призывает местные власти и всех участников образовательного процесса в школах соблюдать права, закрепленные данной Декларацией.
Статья 1.
Для целей настоящей Декларации школьником признается каждый человек без дискриминации по любому признаку, как-то раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, касающееся школьника или его семьи, который посещает учреждение начального и среднего образования, далее называемое Школа.
Статья 2.
1.Каждый школьник имеет право обладать всеми правами и свободами, перечисленными в настоящей Декларации, а также закрепленными в других международных и внутригосударственных документах. Каждый школьник имеет право свободно осуществлять свои права, если он при этом не оскорбляет нравственные, религиозные и иные чувства окружающих, не нарушает прав других людей, не наносит вреда их здоровью и не препятствует учебному процессу.
Статья 3.
1. Каждый школьник имеет право на свободу мысли, мнения и слова. Каждый школьник имеет право на свободу убеждений и вероисповедания. Ни один школьник не может быть принужден к участию в религиозных и иных обрядах. Каждый школьник имеет право отправлять свои религиозные обряды, если это не мешает учебному процессу. Каждый школьник имеет право на свободу самовыражения. В том числе:
а) право самостоятельно определять свой внешний вид;
б) право на свободу творчества.
Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.
Основные права несовершеннолетних
Действующая Конституция Российской Федерации провозглашает в качестве базового принципа охрану и защиту материнства и детства (ст. 38).
Права ребенка определены не только на уровне российского законодательства, но и в Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989. Положения Конвенции основаны на том, что ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, а также поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
К числу основных прав несовершеннолетнего относятся:
· жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
· знать своих родителей, право на их заботу, воспитание, совместное проживанием с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка;
· на имя, фамилию и отчество;
· на защиту, обеспечение его интересов;
· на всестороннее развитие, отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих возрасту ребенка;
· на медицинскую помощь;
· на уважение человеческого достоинства;
· на образование, в том числе дополнительное;
· на труд (трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения);
· на общение с родственниками;
· на выражение своего мнения по вопросам, затрагивающим интересы ребенка;
· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
· право собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
Кроме того, в соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации на органы опеки и попечительства возложена обязанность по выявлению указанной категории детей, защите их прав и законных интересов, назначению им опекунов и попечителей, последующему контролю за условиями содержания и воспитания детей.
Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
О выявлении лиц, жестоко обращающихся с детьми и (или) вовлекающих их в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния, следует незамедлительно сообщить в органы внутренних дел.
Основные обязанности несовершеннолетних
Помимо прав несовершеннолетние также имеют ряд обязанностей, к числу основных из них относятся:
· слушаться своих родителей (законных представителей);
· учиться (при этом начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными),
· соблюдать устав, другие локальные акты образовательного учреждения;
· соблюдать нормы поведения в обществе,
· не нарушать требования закона,
· в случае осуществления трудовой деятельности – соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка;
· юношам по достижении возраста 17 лет встать на воинский учет (с 1 января по 31 марта).
За неисполнение указанных обязанностей в предусмотренных законом случаях и с определенного возраста ребенок несет ответственность.
К примеру, в силу ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста 15 лет, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков может быть отчислен из образовательной организации.
За совершение административных правонарушений и преступлений ответственность по общему правилу наступает с 16 лет.
Однако за отдельные виды преступлений (такие как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон транспортного средства, уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах и т.д.) уголовная ответственность наступает уже с 14 лет.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных законом, - органом опеки и попечительства, прокурором или судом.